ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
Л. Ю. Шадрина
ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ОБЪЕКТАМИ
В статье исследованы социальные технологии как категория социологии управления, рассмотрена сущность социальных технологий. Анализируются технологии управления социальными объектами и основные их типологии, основанные на степени регламентации деятельности исполнителя и составе социально-экономических систем с точки зрения взаимоотношения их с пространством и временем.
Ключевые слова: социальные технологии управления, система управленческих отношений (субъект и объект управления), типология социально-экономических систем.
Современные руководители рассматривают технологии управления как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников на выполнение общих целей.
Однако у большинства руководителей отсутствуют концептуальные знания, которые необходимы при определении эффективности социальных технологий по оценке потенциала работника и результативности его труда.
Применение в управленческой практике организациями современных социальных технологий способствует повышению эффективности принимаемых решений, направленных на снижение социальных рисков, разрешение социальных конфликтов, на активное взаимодействие с внешней социальной средой организации. Недооценка социальных технологий ослабляет социальную направленность управленческой деятельности, что не позволяет создавать эффективную систему управления организацией. А когда речь идет об управлении социальными системами и процессами, о технологиях говорится как его способах. В то же время более пристальный взгляд показывает, что социальные технологии не всегда связаны лишь с социальным управлением, а последнее в свою очередь не исчерпывается только технологическими характеристиками.
Социальное управление представляет собой управление процессами и явлениями социальной сферы общественной жизни. Оно осуществляется при помощи комплекса методов целенаправленного воздействия на индивидов или их группы. Характер воздействия может быть прямым, через мотивы и потребности, систему ценностей, а также окружающую среду. Социологический подход предполагает выделение целенаправленного управляющего воздействия (целеполагания и целеосуществления), социальную самоорганизацию и как результат организационный порядок
Социальные технологии можно определить как обусловленные состоянием знаний и общественной эффективностью способы достижения целей, поставленных индивидами, их группами и институтами. Они имеют сложный, нелинейный характер. В отличие от обычных технологий они лишь очерчивают поле возможных результатов. Основа реализации социальной технологии – сами субъекты. В силу этого во главе угла здесь находятся прежде всего изменение и самоизменение субъекта, а управление данным процессом является преимущественно рефлексивным.
Итак, социальные технологии в широком смысле этого понятия – это особый вид социальной теории. Социальные технологии присутствуют практически во всех сторонах социальной динамики: индивидуального взаимодействия, группового и межгруппового взаимодействия.
Понятие «Социальные технологии как технологии вообще» имеет, по крайне мере, два значения. С одной стороны, социальные технологии – это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата, и в этом плане технологичность воздействия ассоциируется с такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность
Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную прагматику, которая выстраивает в один рад цель, средство и результат. Правда, координация и субординация, средств и результатов не так уж проста и предполагает вариативность, учет множества факторов, моделирования, и проектирования, систему критериев и оценок, социальные версии и сценарии, идентификаторы, методы диагностики и т.д. В любом случаи указанная система имеет свои собственные конституирующие и формообразующие факторы.
С другой стороны, социальные технологии – это специфическая теория, наука, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. Причем под социальным объектом, может быть социальное отношение, а также социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, либо социальная организация. Характер воздействия, его технологичность определяется той системой операций направленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта.
В соответствии с этим различают базовые и частные социальные технологии. К первым можно и нужно отнести технологии стратегического проектирования социального объекта.
Если попытаться раскрыть смысл базовых социальных технологий, то здесь следует сказать о гармонизации индивидуального личного и общественного значимого, выдвижении таких социальных технологий, которые по своей природе гуманистичны и обеспечивают развитие творческих способностей и активностей социального субъекта.
Частные социальные технологии – разновидность форм тактико-оперативного воздействия на социальный объект. Это социальное конструирование, практически – предметное урегулирования отношений и операций, оптимизирования социального взаимодействия на разных условиях. Думается что указное разделения на базовые и частные социальные технологии не синоним технологии второго и первого уровней. Они определяют собой разные формы социальной самоорганизации и, соответственно, разные цели, средства и методы. Все эти уровни, способы и методы порою трудно развести.
Рассмотрим в данной статье более подробно технологий управления. На рисунке 1. приведен один из вариантов технологии управления социальными объектами. В данной модели все технологии разделены на пять взаимосвязанных групп.
Рисунок 1. Вариант технологии управления социальными объектами [3, с. 64-65]
Группа первая универсальные технологии – технологии системного анализа. Эти технологии применимы не только в управлении, но и во всех сферах деятельности человека. Они позволяют организовывать эту деятельность, придать ей целенаправленный характер.
Группа вторая стандартные технологии управления. Эти технологии также носят универсальный характер (всеобщий) и применимы не только на всех стадиях управленческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека.
Группа третья технологии коммуникации. В связи с тем, что управление реализуется через субъект и объект управления, оно невозможно без общения.
Четвертая группа технология реализации власти, в данном случае управление реализуется через систему руководства и подчинения.
Пятая группа психотехнологии управления людьми, реализуется через скрытое управление.
Приведенная модель управления носит целевой характер и полно отражает все аспекты управленческой деятельности. Следует обратить внимание на то, что изображенная на рисунке 1 модель является моделью состава, т.е. показывает, их каких элементов (подсистем) состоит система, называемая технологией управления.
Как мы видим в социологии управления, в отличие от других отраслей социологии, главным компонентом выступают люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом. Индивиды (либо самостоятельно, либо в составе социальной группы), представлены в сложной системе управленческих взаимоотношений. Могут выступать субъектами и объектами управления.
Субъектом управления является носитель предметно - практической деятельности, источник управленческой активности, направленной на определенный объект управления. Субъектом управления может выступать, как отдельный индивид, так и социальная организация.
Объектом управления может быть часть объективной действительности, на которую направлено управленческое воздействие. Объектом управления также может выступать как отдельный индивид, так и социальная группа.
Между субъектом и объектом управления существует диалектическое взаимодействие и взаимовлияние. При этом важным условием эффективности управления является соответствие субъекта управления объекту. Таким образом, социальное управление есть непрерывный процесс воздействия руководителя (субъекта управления) на организованную группу людей или на кого-либо из этой группы в отдельности (объект управления) по организации и координации совместной деятельности для достижения наилучших результатов. Система управленческих отношений опирается на два социально-психологических феномена, которые мы можем назвать как собственно управление, т.е. целенаправленное взаимодействие на определенный объект, и подчинение, т.е. восприимчивость и подверженность целенаправленному воздействию субъекта воздействия. Социальные технологии мы в данном случае будем рассматривать, изучать и анализировать как категорию социологии управления. Под категорией (от греческого слова kategoria) будем представлять общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство, движения и т.д.). Социальные технологии как социологическая категория представляют собой социоинженерный подход к преобразованию социального пространства.
Как отмечается в литературе, единый научный взгляд на разрешение проблем социально-экономического развития в целом, в том числе проблем организационного развития, отсутствует, что вызывает необходимость нового осмысления основополагающих понятий социологии управления: организации и управления. Настоящее время характеризуется многообразием концепций и технологий управления, которые, однако, носят фрагментарный характер и используются для решения узких специальных задач. В связи с этим большой интерес вызывает модель состава, типология социально-экономических систем с точки зрения взаимоотношения их с пространством и временем, предложенная Г. Клейнером [1, с. 30-42]. Он выделяет четыре типа систем в зависимости от ограниченности или неограниченности протяженности системы во времени и пространстве: системы объектного, средового, процессного и проектного типа.
Объект - это система, ограниченная в пространстве, но не ограниченная во времени, примерами которой автор концепции называет не только организацию или предприятие, но также территорию, страну, союзы государств и т.д. В отличие от объекта среда - это система, которая не локализована ни в пространстве, ни во времени и является местом протекания экономических процессов. Примерами могут быть институт или система институтов, в том числе институциональная среда, конкурентная среда и т.д. Процесс не ограничен в пространстве, но ограничен во времени. Он является последовательным изменением состояния фиксированных сред или объектов. Представительным примером систем процессного типа могут быть распространение инноваций от одной фирмы к другой, инфляция, рост. Проект - это система, ограниченная как во времени, так и в пространстве. Проект предполагает относительно кратковременные, но существенные изменения ситуации в социально-экономической сфере. Примером системы проектного типа является комплекс работ по созданию предприятия, выпуску нового изделия, строительству жилого дома и т.д. Далее автор концепции указывает, что у каждого типа систем есть своя уникальная роль. Объекты являются воплощением устойчивости и повторяемости и реализуют воспроизводственные функции. Среды заполняют межобъектное пространство и способствуют распространению новаций между объектами. Проекты вносят элементы инноваций и мобильности, а процессы распространяют инновации в экономическом пространстве. Реальные экономические системы обладают признаками всех четырех типов систем, однако каждая конкретная организация может характеризоваться преобладанием элементов одного типа, которые можно усиливать или ослаблять в зависимости от поставленных целей. Предложенная Г. Клейнером типология социально-экономических систем не только проста и понятна, но имеет инструментальный характер, так как позволяет под концепцию проектируемой или реформируемой организации подобрать соответствующий тип структуры и технологию управления, на основе которых сформировать конкретные механизмы управления социальными технологиями.
В большинстве публикаций, посвященных исследованию технологий управления, и влиянию их на социальную среду, авторы акцентируют внимание, на том, как технология управления определяет соответствующий подбор инструментов для построения механизма управления. Так, например, Э.А. Смирнов различает технологии целевого управления и подчиненные им технологии процессорного управления [2, с. 95-104]. Основываясь на степени регламентации деятельности исполнителя, выделяются следующие технологии целевого управления: инициативно-целевая, программно-целевая и регламентная. Инициативно-целевая технологиясвязана с определением руководителем цели деятельности работника или группы с указанием срока ее выполнения, но без указания средств и методов выполнения. Такая технология построена на самоорганизации исполнителя, предъявляет высокие требования к его профессиональным знаниям, навыкам и деловым качествам, поскольку он самостоятельно формирует механизм действий. Причем достижение цели в общем случае не гарантируется.
Программно-целевая технологияпредусматривает постановку руководителем задач исполнителям с определением средств, методов и времени их выполнения. Технология предусматривает внешний и внутренний контроль исполнения на промежуточных этапах, при необходимости корректировку руководителем механизма работы подчиненного, построена на полной организации руководителем структуры и механизма действий подчиненного. Отсюда ясно, что качество исполнения определяется в первую очередь профессионализмом руководителя. Такая технология гарантирует достижение цели в установленный срок.
Регламентная технологиязаключается в формулировании заданий исполнителям с указанием возможных средств, методов и сроков их выполнения, а также ограничений по ресурсам. В этом случае предусматривается жесткий контроль руководителем процесса движения к цели. Технология построена на смешанной организации, поэтому качество выполнения задания определяется квалификацией, как руководителя, так и исполнителя. Понятно, что эта технология гарантирует достижение цели, однако сроки заранее определить затруднительно.
Использование той или иной целевой технологии во многом определяет выбор процессорной технологии (см. таблицу 1).
Таблица 1
Характеристика и взаимосвязь технологий управления
Тип технологии целевого управления |
Ключевой способ управления |
Применяемый тип процесса организации |
Соответствующие типы технологий процессорного управления |
1 |
2 |
3 |
4 |
Инициативно-целевой |
Управление посредством целей организации и самого работника |
Самоорганизация исполнителя |
Управление по результатам Управление на базе потребностей и интересов Управление в исключительных случаях, основанное на приоритете профессионализма исполнителей Управление на базе активизации деятельности персонала |
Программно-целевой |
Управление посредством стандартизованных процедур |
Детальная организация руководителем структуры и механизма действий подчиненного |
Управление на базе потребностей и интересов Управление путем постоянных проверок и указаний Управление в исключительных случаях, основанное на приоритете отработанной технологии над другими методами воздействия на работников Управление на базе искусственного интеллекта |
Регламентный |
Управление посредством целей, стандартизованных процедур, общих ценностей |
Смешанная организация |
Управление по результатам Управление на базе потребностей и интересов Управление путем постоянных проверок и указаний Управление на базе активизации деятельности персонала |
Как мы видим, современная наука предлагает использовать для оптимизации управления любыми социально-экономическими, социально-политическими процессами управленческие технологии.
В настоящее время в России присутствуют черты как индустриального, так и постиндустриального типов общества, что обусловило формирование особого рода общественной формации – транзитивного общества.
В этом случае требуются новые подходы к управлению социальными объектами. Сегодня на первый план выходит социоинженерный подход, не рассматриваемый при описании вышеназванных целевых технологий, и один из самых притягательных объектов исследования социологии, психологии и управления - социальные технологии.
Литература
- Клейнер Г. Системный подход к экономической политике // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 5. -С. 30-42.
- Смирнов Э.А. Управленческие технологии как объект функционального аудита // Менеджмент в России и за рубежом. -1998.-№ 5.-С. 95-104.
- Шарать В.М. Универсальные технологии управления. - М.: Техносфера, 2006.- С.64-65
Ключевые слова: социальные технологии управления, система управленческих отношений (субъект и объект управления), типология социально-экономических систем.
Автор: Л. Ю. Шадрина